Программа развития школы

Профориентация

МРЦ по направлению

"Организация коррекционной работы и психолого - педагогического сопровождений участников образовательных отношений"

Руководитель направления:

Чичкова Т.В. - педагог-психолог, начальник отдела по психолого- педагогическому сопровождению образовательного процесса.

Рабочая группа:

Кочеткова Л.А. – социальный педагог;

Матвеенкова Н.Н. - врач  психиатр, нарколог  Наркологического отделения Кстовской  ЦРБ.

 

• План мероприятий МРЦ в 2022-23 у.г. по направлению «Организация коррекционной работы и психолого - педагогического сопровождения  участников  образовательных  отношений  в общеобразовательной школе»  

• Отчет о работе муниципального ресурсного центра информационно-методического отдела департамента образования по направлению  «Организация коррекционной работы и психолого - педагогического сопровождения  участников  образовательных  отношений  в общеобразовательной школе» за 2021- 2022 уч.г.

• План мероприятий МРЦ в 2021-22 у.г. по направлению «Организация коррекционной работы и психолого - педагогического сопровождения  участников  образовательных  отношений  в общеобразовательной школе»  

• План мероприятий МРЦ в 2020-21 у.г. по направлению «Организация коррекционной работы и психолого - педагогического сопровождения  участников  образовательных  отношений  в общеобразовательной школе» 

• Отчет о работе муниципального ресурсного центра информационно-методического отдела департамента образования по направлению  «Организация коррекционной работы и психолого - педагогического сопровождения  участников  образовательных  отношений  в общеобразовательной школе» за 2020- 2021 уч.г.

 

Практический семинар в рамках работы МРЦ  «Организация коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений» по теме: «Психологические проблемы молодого учителя и пути их преодоления». 

  26.04.2023 года в МАОУ «СШ №6 с кадетскими классами» прошло практическое занятие «школы молодого специалиста начального общего образования» по теме: «Психологические проблемы молодого учителя и пути их преодоления». На данном мероприятии присутствовали 13 человек школ района и города, в том числе специалист ИМО Гришакова Елена Владимировна.

    Психолог школы - Чичкова Т.В.,  совместно с психотерапевтом, врачом-наркологом Матвеенковой Н.Н, выделили два больших блока для практической работы с педагогами: 1.это профессиональная самооценка  2.поддержка, самоподдержка, опоры в жизни человека. 

   Перед тем, как начать занятия, всем присутствующим предлагалось завершить незаконченное предложение: «Я ценю свою профессию педагога за …» и сложить в шкатулку.  Это было сделано для того, чтобы актуализировать состояния педагогов.

   Через практическое упражнение с помощью метафорических карт педагогам предлагалось выбрать, на какое дерево (символично с образом-Я) они похожи в своей профессиональной деятельности, описать свои сильные стороны в профессии, а так же через взаимодействие  друг с другом написать сильные стороны другого человека. Данное упражнение позволило педагогам дать максимальное количество поддержки от коллег и акцентировать внимания на ресурсах человека. При переходе к следующему блоку обсуждений, педагогам предлагалось выполнить практическое упражнение «Скала» и понять, как они действуют в критической ситуации, на что и кого опираются в своей жизни.  Через рассуждения педагоги пришли к выводу, что невозможно опираться только на самих себя, необходима помощь и близких, и профессионального сообщества. Завершающим упражнением было использование метафорической колоды «Зонтики» - метафора психологических защит в стрессовых, тревожных ситуациях. Метафорические карты помогают человеку сначала образно увидеть ту или иную ситуацию, а затем помогает начать говорить в теме вопроса.  Таким образом, педагоги смогли проговорить о необходимости поддержки и самоподдержки в различных жизненных ситуациях, в рабочих моментах. 

В завершении, каждому педагогу предлагалось выдернуть из шкатулки листочек с завершенной фразой: «Я ценю свою профессию педагога за …» Данное упражнение позволило создать положительный настрой на работу на будущее, так как достаточно много положительных откликов нашли педагоги в своей профессии.

  

  

  

   Практический семинар в рамках работы МРЦ  «Организация коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений» по теме: «Психологические игры».

    20.02.2023 года в МАОУ «СШ №6 с кадетскими классами» прошло практическое занятие в рамках работы МРЦ. Участниками семинара стали педагоги-психологи, учителя школ района, методист ИМО департамента образования Розина Т.В.

  На данном занятии педагог-психолог Чичкова Т.В. совместно с  семейным психотерапевтом, врачом-наркологом Матвеенковой Н.Н. познакомили присутствующих педагогов с таким инструментом работы психолога как метафорические карты. Метафорические карты – это набор карт с изображением людей, животных, эмоций, сюжетов, предметов, абстракций или образов, призванных посредством ассоциаций помочь в раскрытии и анализе индивидуального психологического состояния  человека. Присутствующие педагоги приняли участие в практическом занятии, направленном на поиск внутренних ресурсов при проживании эмоционально сложных, стрессовых ситуаций. В работе использовалось две колоды метафорических карт «О природе и погоде» - метафора эмоциональной сферы, «Зонтики» - метафора совладания со сложными жизненными ситуациями. Педагоги получили опыт проговаривания своего эмоционального состояния, возможность увидеть со стороны способы поведения в стрессе, увидеть другие способы поведения в той или иной ситуации, а так же присутствующие педагоги получили инструмент работы с подростками старшей школы.  В завершении занятия педагогам предлагалось выполнить упражнение «Незаконченные предложения».

 

  

      Практический семинар в рамках работы МРЦ  «Организация коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений» по теме: «Эмоциональное здоровье педагога, способы самоподдержки и саморегуляции».

    25.01.2023 года в МАОУ «СШ №6 с кадетскими классами» прошло практическое занятие в рамках работы МРЦ. Участниками семинара стали педагоги-психологи, учителя школ района, методист ИМО департамента образования. На данном занятии педагог-психолог Чичкова Т.В. совместно с  семейным психотерапевтом, врачом-наркологом Матвеенковой Н.Н. предоставили возможность присутствующим педагогам погрузиться в очень сложную для всех работающих в школе педагогов «эмоционального выгорания». Тема действительно сложная, так как никакими внешними факторами невозможно вывести человека из эмоций депрессивного, агрессивного плана, здесь необходима длительная внутренняя работа, поиск своего ресурсного состояния. Присутствующим педагогам была представлена психолого-педагогическая игра «Здравствуйте», которая с помощью специально подобранных вопросов позволяет человеку остановится на трех основных составляющих жизни человека – чувствую, думаю, делаю. 

  По результатам данного занятия педагоги получили не только возможность проговорить свои сложные моменты при работе в школе, получить эмоциональную поддержку, помощь педагогического сообщества, но и отличный  инструмент работы с детьми, педагогами внутри школы.

          

 Практический семинар в рамках работы МРЦ  по теме «Особое детство. Особое родительство». Роль классного руководителя в работе с родителями.

21.12.2022 года в МАОУ СШ №6 состоялся первый запланированный семинар в рамках деятельности МРЦ по направлению "Организация коррекционной работы и психолого - педагогического сопровождений участников образовательных отношений".

  Участниками семинара стали педагоги-психологи, учителя школ района.

   На данном занятии педагог-психолог Чичкова Т.В. совместно с  семейным психотерапевтом, врачом-наркологом Матвеенковой Н.Н. предоставили возможность присутствующим педагогам погрузиться в тему «особого детства» и рассмотреть изнутри какие чувства и мысли испытывают дети, родители, оказавшиеся в данной ситуации. Тема «особого детства» не простая сама по себе и у каждого человека, сталкивающегося с ней, вызывает различные эмоции: у кого-то страх, у кого-то сочувствие, у кого-то пренебрежение и, несомненно, все эти эмоции имеют место быть. Что же такое «особое детство», какие это дети. Педагогам предлагалось послушать и порассуждать над следующим стихотворением.

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка 

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

«Мир «особого» ребенка – 

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка 

Допускает лишь своих.

   И действительно, что творится в душе, в маленькой «мире» ребенка с особенностями развития в полной мере не знает никто, даже близкие люди, которые ежедневно с ним находятся. И если у каждого родителя, перед рождением ребенка спросили бы, какого ребенка он хочет здорового или с особенностями развития, даже не смотря на все известные выражения типа «особые дети даются особым родителям», «особые дети – это дар», каждый родитель  выбрал бы ЗДОРОВОГО, обычного ребенка.

Практическое занятие проходило в технике арт-терапии, а именно просмотр и обсуждение небольшого pixsare  мультика «Особенные дети». Педагогам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Про что для вас был этот мультфильм.

2. Что в этом коротком мультфильме для вас было важное, значимое и почему?

3. Как вы думаете, что происходит с отцом мальчика в мультфильме?

Какие эмоции он испытывает? Что делает отец? Зачем?

4. Что произошло с их семьей?

5. А что происходит с ребенком? Как он меняется в течение мультфильма и почему? Что он чувствует? Меняются ли его чувства?

6. В чем нуждается ребенок?

7. Зачем мы с вами сегодня об этом говорим?

(обсуждение)

Мы, как педагоги, тоже испытываем трудности, сложности при взаимодействии с такими детьми, а еще больше при работе с родителями этих детей. Какие чувства мы испытывает при работе с «особенным» ребенком. В чем есть потребность педагога?

8. Что в этой ситуации я как педагог могу сделать?

Вывод: работа с детьми и правда сложная, требующая больших энергетических затрат от педагога, но если в поле взаимодействия появляется «особый» ребенок, главное правило, которое должен помнить любой человек «Не навреди». 

    

 Проведение занятия «Школы молодого специалиста начального общего образования» по теме «Организация работы с детьми с рисками образовательной не успешности» в рамках МРЦ по направлению "Организация коррекционной работы и психолого - педагогического сопровождения участников образовательных отношений" МАОУ «СШ №6 с кадетскими классами».

21.04.22 года в МАОУ «СШ №6 с кадетскими классами» в рамках работы департамента образования и муниципального ресурсного центра  по направлению «Организация  коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений  в общеобразовательной школе»  прошло занятие  «Школы молодого специалиста начального общего образования» по теме «Организация работы с детьми с рисками образовательной не успешности». На данном занятии сотрудником ППС школы Чичковой Т.В. была представлена схема формирования «успешного ученика» и «неуспешного ученика» из чего складывается мотивация к обучающей деятельности, а так же подробно расписана роль учителя в формировании положительного отношения к школе на первичном этапе. Выступление проходило в интерактивном формате с активным привлечением к обсуждению молодых специалистов начальной школы. На занятии присутствовал  специалист ИМО Гришакова Елена Владимировна.

   Руководителем РМО педагогов-психологов Рязаповой Е.В. было представлено сообщение на тему «Формирование мотивации достижения успеха как фактор повышения качества образовательных результатов», где были озвучены примеры конкретного практического опыта обучения в начальной школе на примере иностранного языка.

Занятие прошло активно, насыщено примерами из практической жизни и по окончании занятия Елена Владимировна высказала пожелания сотрудничества  с ресурсным центром школы 6 и психологами района.

   

Диагностика обучающихся 4-х классов Новоликеевской СШ в рамках МРЦ по направлению "Организация коррекционной работы и психолого - педагогического сопровождения участников образовательных отношений"  

17.03.22 года в рамках функционирующего при МАОУ «СШ №6 с кадетскими классами» МРЦ по направлению "Организация коррекционной работы и психолого - педагогического сопровождения участников образовательных отношений"  в рамках реализации договора сотрудничества с МАОУ «Новоликеевская СШ» была проведена диагностика обучающихся 4 классов Новоликеевской СШ. Более 40 обучающиеся прошли диагностику по комплексной методике Л.А. Ясюковой, где исследовалась сформированность основных компонентов общеучебных навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене: сформированность навыка чтения, самостоятельность мышления, общая осведомленность и интеллектуальные способности. Диагностика проводилась в групповой форме. Результаты диагностики в табличной форме на каждого обучающегося в виде психологической характеристики были направлены заместителю директора Новоликеевской СШ. В данной характеристике отражались сильные и слабые стороны сформированности изучаемых компонентов, в аналитической справке даны рекомендации для учителя по развитию необходимых общеучебных навыков.

  

Реализация договора сотрудничества.

  В марте 2022 года МАОУ«СШ №6 с кадетскими классами» и МАОУ «Новоликеевская СШ» был составлен договор о совместной образовательной деятельности в целях оказания помощи  в диагностики обучающихся 4-х классов Новоликеевской школы на предмет готовности к переходу к среднему звену и 23.03.2022 года в МАОУ «Новоликеевская СШ» сотрудниками ППС  МАОУ «СШ №6 с кадетскими классами» Чичковой Татьяной Викторовной, Матвеенковой Натальей Николаевной и Маховой Вероникой Николаевной был проведен практический семинар на тему «Профилактика эмоционального выгорания и поиск ресурсного состояния педагога». На мероприятии присутствовал сотрудник ИМЦ Департамента образования - Голунова Т.В.  Семинар состоялся в рамках функционирующего при школе №6 МРЦ по направлению "Организация коррекционной работы и психолого - педагогического сопровождений участников образовательных отношений". В данном семинаре приняли участие 22 педагога. Занятие проходило в интерактивной форме, которое позволило не только получить информацию от ведущих, но и высказать свое мнение  участникам по актуальному вопросу. Педагоги активно рассуждали о том, что такое эмоциональное выгорание, что приводит к данному состоянию, какие эмоции накапливаются в работе педагога с обучающимися школы, с родителями. Затем педагогам была предоставлена возможность поработать в творческом ключе со своим эмоциональным состоянием,  используя арт-терапевтические техники, и найти те ресурсы, на которые человек может опереться. В конце занятия педагогам давалась возможность получить поддержку от коллег, работающих вместе с ними. Творческие работы, созданные педагогами,  каждый забрал с собой, как инструмент выхода из кризисных эмоциональных состояний. 

   

Семинар в рамках работы МРЦ  по теме «Влияние «теории привязанности» на формирование конструктивного и деструктивного поведения ребенка в социуме».

16.12.21 в МАОСШ №6 состоялся первый запланированный семинар в рамках деятельности МРЦ. Участниками семинара стали педагоги-психологи, классные руководители школ района, методический кабинет в лице Беловой И.А. Семинар проводился дистанционно, с использованием zoom.

В начале семинара ведущие Чичкова Т.В. и Матвеенкова Н.Н. рассказали об основах «теории привязанности» и выделили детей, которые попадают в категорию деструктивного поведения. Слушателям была представлена схема, где было обозначено, что за любой проблемой ребенка лежит глубокий пласт накопленных негативных эмоций, с которыми ребенок справиться не может.

схема

Поведение ребенка (как он себя ведет) – эмоции ребенка (какие чувства накоплены) – поведение родителей (как чаще всего решают проблему поведения) – эмоции родителей (какие чувства испытывает родитель) – решается ли проблема или усиливается?

Пройдя по этой схеме в контексте любого деструктивного поведения, можно увидеть, что когда действия взрослых (и школы, и родителей) направлены только на  изменение поведения ребенка ситуация не меняется, а чаще всего усиливается. Педагогом было предложено другое видение решения данной проблемы – обратиться к эмоциональному миру ребенка, выстроить вокруг него ГСП (группу совместной поддержки) и на основе ресурса взрослых, меняя постепенно эмоции ребенка выйти к положительному решению проблемы. 

 

Семинар в рамках работы МРЦ

«Формы и методы организации системной работы по профилактике девиантного поведения с участниками ОО»

28.02.2020 в школе состоялся последний из запланированных семинаров в рамках МРЦ. Его участниками были социальные педагоги, психологи, классные руководители школ города и района. Проблема девиантного поведения во всех учебных организациях стоит достаточно остро. Исключением не является и наша школа. Сотрудники нашего отдела учебно- поведенческой поддержки вынуждены постоянно искать и разрабатывать новые  формы и методы работы с такими детьми, но в первую очередь работать над профилактикой подобного поведения. В ходе семинара участники получили информацию о таких методах работы как:

 - «Дневник достижений» (с детьми, состоящими на ВШУ);

-  группа психологической помощи «Точка опоры»;

- «Клуб общения» для детей и подростков;

- родительские собрания в творческом ключе с элементами тренинга родительской компетенции;

- «Уроки здоровья»;

-  занятия по повышению психологической грамотности с учителями;

Участники семинара получили представление о  практических формах работы, которые можно использовать в своих образовательных организациях.

    

    

  

Презентация "Девиантное поведение школьников"

 

 

 Родительское собрание 

 «Помощь родителей в подготовке обучающихся к ГИА»

28.01.2020 – в рамках деятельности муниципального ресурсного центра сотрудниками психолого-педагогической службы Беловой О.В. и Матвеенковой Н.Н. было проведено выездное собрание в школе с. Ближнее Борисово для родителей обучающихся 9,11 классов.

Собрание имело практическую направленность. Ведущие ставили перед родителями и помогали решать следующую задачу: осознать и привести в порядок собственное эмоциональное состояние, прежде чем помогать своему ребёнку. Родители делились своими чувствами по отношению к предстоящим экзаменам, тому, как дети готовятся к ним. Этот процесс помогал снять уникальность проблем и понять, что страх, злость, бессилие чувствуют практически все родители. В ходе собрания появилась возможность вспомнить о людях, которые могли бы оказать эмоциональную поддержку родителям в этот непростой период.

  

  

• Материалы к собранию для родителей 9-11 классов по теме: «Помощь родителей в подготовке обучающихся к ГИА»

 

Семинар в рамках деятельности МРЦ по теме:

«Психолого- педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в «группе риска» по личностным особенностям»

08.11.19 в школе прошел плановый семинар в рамках работы МРЦ. Участниками семинара стали учителя, педагоги- психологи, социальные педагоги МБОУ Афонинской СШ и МБОУ Ближнеборисовской СШ.

Цель данного семинара заключалась в передаче опыта работы школы  вышеназванным педагогическим  коллективам по заявленной теме.

В начале семинара ведущие, Белова О.В. и Матвеенкова Н.Н. (врач-психиатр, нарколог), остановились более подробно на определениях понятий «психолого-педагогическое сопровождение» и «группа риска по личностным особенностям». Беседа с участниками сопровождалась презентацией, познакомиться с материалами которой можно ниже. 

Педагоги познакомились с одним из вариантов классификации личностных особенностей обучающихся, получили информацию о системе их сопровождения в нашей школе:

- ранней диагностике особенностей развития;

- подбор форм и методов обучения, психолого- педагогического сопровождения таких детей;

- работе с учителями и родителями.

Во второй части семинара участником было предложено выполнить и обсудить практическое упражнение «Слепой и поводырь», которое метафорическим образом раскрывает суть системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с личностными особенностями и самое главное – роль педагога. Педагог в данном процессе  -направляет, находится рядом, но не заменяет в деятельности ребенка и его родителей.

    

    

• Презентация по теме «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в «группе риска» по личностным особенностям.

 

Семинар в рамках деятельности МРЦ  по теме:

«Формирование «субъект –субъектных» отношений в процессе педагогической деятельности как средство повышения качества образования»

06.11.19. в школу для участия в семинаре были приглашены педагоги, начинающие свою деятельность в образовательных организациях, стаж работы которых насчитывает менее 5 лет. Всего в семинаре приняли участие 27 человек. В процессе первичного знакомства выяснилось, что большая часть участников пробует в своей работе выстраивать «субъект-субъектные» отношения, но часто удержаться в них сложно, так как этому процессу мешают негативные эмоции, эмоциональное выгорание, накапливающиеся в ходе работы в школе. Именно этому вопросу – как удержаться в таких отношениях, где найти собственные ресурсы и силы- был посвящен дальнейший разговор. В ходе семинара был использованы метафорические карты как инструмент, позволяющий привнести эмоциональный компонент в раскрытие темы семинара.

  

• Материалы к семинару в рамках работы МРЦ  по теме: «Формирование «субъект –субъектных» отношений в процессе педагогической деятельности как средство повышения качества образования»

• Презентация к семинару в рамках работы МРЦ  по теме: «Формирование «субъект –субъектных» отношений в процессе педагогической деятельности как средство повышения качества образования»

 

 

Дневник школьных
мероприятий
2022-2023 учебный год

Поиск

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе

Безопасность образовательного процесса